Комплексное обслуживание дизельных котлов.

Особенности эксплуатации дизельного котла.

Отопительные котлы, использующие для горения дизельное топливо, в быту называют «дизельными». В большинстве случаев такое оборудование работает также на природном или сжиженном газе, что находит применение в случае, когда планируется подключение к магистральному газоснабжению. В Европе до одной трети домовладений отапливается бытовым жидким топливом, которое отвечает отраслевым стандартам качества. У нас на практике для отопления применяют автомобильное или печное топливо несколько отличающиеся от европейских стандартов, что оказывает влияние на процесс обслуживания дизельного котла. Печное топливо имеет достаточно высокий уровень вязкости и содержание серы, что делает его непригодным для использования в котлах небольшой мощности (менее 50 кВт, оптимально более 100 кВт), при этом хранить топливо следует при температуре не менее 5 гр. Автомобильное дизельное топливо класса евро 5, наоборот имеет меньший показатель вязкости, что влияет на устойчивость воспламенения и качество горения. Наиболее близким к европейским стандартам по своим характеристикам является летнее дизельное топливо класса евро 3. Надежная эксплуатация котла достигается при хранении топлива внутри отапливаемого помещения с температурой не ниже 5 гр. В случае наружной прокладки топливопроводов требуется предусмотреть их теплоизоляцию и возможность подогрева до необходимой температуры.
В процессе эксплуатации дизельного котла на внутренней поверхности теплообменника и элементах дымохода происходит отложение диоксида серы. При соединении с водяными парами, образующихся при горении, получается серная кислота, которая разрушает металлические детали, находящиеся с ней в контакте. Процесс ускоряется при эксплуатации установки в конденсатном режиме (ниже 60 гр.), что приводит снижению срока службы дизельного котла. Особенно подвержены коррозии стальные прямоточные котлы восточно-азиатских брендов. Разрушение теплообменника было неоднократно отмечено в течение первых трех лет эксплуатации оборудования.

Периодичность обслуживания дизельных котлов.


Полное техническое обслуживание дизельного котла следует проводить не реже одного раза в год. Наиболее подходящим периодом, если не планируется эксплуатация установки в летнее время, это месяцы апрель-май. В этом случае у заказчика будет возможность проконтролировать работоспособность установки в течение двух-трех недель отопительного периода. В летнее время достаточно раз в неделю включать дизельный котел для проверки его исправного состояния. В период октябрь-ноябрь может понадобиться коррекция режима работы горелки в связи с переходом на зимние виды топлива. При круглогодичной эксплуатации дизельного котла обслуживание необходимо проводить перед началом отопительного сезона (сентябрь-октябрь) или два раза в год в конце и начале отопительного периода. В летнее время достаточно сложно провести качественную наладку оборудования ввиду малой потребности в тепле. В зимние месяцы при обслуживании есть риск поломки оборудования и разморозки системы.

Порядок выполнения работ по обслуживанию дизельного котла.

В первую очередь требуется провести очистку топочной камеры и дымохода. Для этого необходимо демонтировать горелку, отвинтить болты крепления, снять или отвести в сторону переднею дверцу котла. Вынуть из топочной камеры турбулизаторы и завехрители. В случае серьезного загрязнения котла это может быть достаточно затруднительно. В этом случае не следует применять больших физических нагрузок, что может привести к разрушению котла. Далее необходимо с помощью ершика и пылесоса удалить золу и шлак с поверхности теплообменника. В трехходовых и реверсивных котлах на задней стенке также присутствуют прочистные лючки и дверцы, которые требуется открыть и очистить топку. После этого следует проверить элементы дымохода и при необходимости провести его частичную разборку, особенно это касается горизонтальных участков и отводов. Отложения в них могут быть достаточно в больших количествах и перекрывать внутреннее сечение дымохода, что приведет к нарушению режима горения и поступлению дымовых газов в помещение. Сборку котла и дымохода необходимо проводить в обратной последовательности, при этом следует обращать внимание на целостность уплотнительных элементов и теплоизоляционных экранов, случае разрушения которых понадобится их замена.
После обслуживания котла приступают к работам по обслуживанию дизельной горелки. Для этого требуется снять жаровую трубу, завихритель, электроды розжига и выкрутить форсунку. При сильных загрязнениях форсунку необходимо заменить на аналогичную по расходу топлива и углу распыления. При отсутствии такой детали мастер может заменить на близкую по характеристикам форсунку, но при этом понадобится регулировка давления топливного насоса, положения воздушной заслонки и положения подпорной шайбы. Также требуется обратить внимание на детали находящиеся в зоне горения, наиболее подверженные механическим разрушениям. Далее следует проверить состояние топливного насоса. Для этого требуется разобрать корпус насоса, вынуть и промыть защитную сетку. При необходимости разобрать регулятор давления и топливный клапан. В процессе разборки дизельной горелки необходимо обращать внимание на состояние электрических контактов, изоляции высоковольтных проводов электродов розжига. Все детали имеющие повреждения требуется заменить аналогичными. Последним этапом проводят замену картриджа топливного фильтра, проверку состояния топливной емкости и запорной арматуры.
После сборки деталей котла, дымохода и горелки проводится запуск системы отопления с дальнейшей проверкой и регулировкой параметров горения. На топливной магистрали устанавливают манометр для контроля давления топлива на форсунке. С помощью газоанализатора проверяют содержание остаточного кислорода, концентрацию оксида углерода (СО) и температуры отходящих газов. Нормальное давление топлива для одноступенчатой горелки находится в пределах 10-14 бар. Содержание кислорода в дымовых газах составляет 3-5%, содержание угарного газа не более 150 ппм. Температура отходящих газов должна быть в пределах 160-240 гр. в зависимости от типа и конструкции дизельного котла.