Ремонт котлов и систем отопления.

Ремонт котла Buderus
Ремонт котла Buderus

Порядок выполнения работ при ремонте отопительных котлов.

Отопление загородного дома - сложная инженерная система, состоящая из большого количества элементов; отопительных приборов, трубопроводов, запорной арматуры, клапанов, насосов и отопительного котла. При этом неисправность одного из этих элементов может привести к потере работоспособности всей системы. В таком случае до начала ремонта необходимо определить причину неисправности системы, т.е. провести диагностику. Для этого следует проверить давление системы отопления, электропитание котла и циркуляционных насосов. Наличие - присутствие посторонних шумов, запахов, протечек жидкости, аварийной сигнализации на панели управления.
Температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе котла в рабочем состоянии не должна отличатся более чем на двадцать градусов, а радиаторы системы отопления должны быть одинаковой температуры с котлом или соответствовать температурному графику. Электропитание котла и насосов определяют по наличию на них световой индикации контрольных ламп зеленого цвета. При их отсутствии необходимо проверить состояние защитных автоматов, выключателей, положению розеток, вилок и пр. Следует обратить внимание на протечки теплоносителя в местах соединений приборов и арматуры. После проверки внешних подключений и устройств можно приступать к ремонту отопительного котла.
Большинство моделей котлов имеет систему самодиагностики. При запуске происходит опрос датчиков и исполнительных устройств и в случае обнаружении неисправности котел переходит в аварийный режим.
Аварийная сигнализация может быть светосигнальной или в более дорогих моделях буквенно-цифровой. В самом простом случае на панели управления горит красная лампа блокировки горелки. Также лампы на панели котла могут мигать в определенной последовательности, генерируя код по которому можно определить наименование ошибки котла и характер неисправности.
 

Ремонт теплообменника котла.

Теплообменник - наиболее дорогая деталь стоимость, которого может достигать 50% и более от стоимости котла и в большинстве случаев его ремонт не может быть экономически оправдан. Наиболее простым в ремонте может быть замена секции чугунного котла, при этом необходимо установить причину поломки во избежание повтора такой ситуации. Теплообменник стального котла может быть восстановлен на некоторое время нанесением сварочного шва или установкой ремонтной заглушки. Теплообменники настенных котлов изготовлены из цветных металлов и, как правило, ремонту не подлежат.

Основные неисправности теплообменника:
  • загрязнение внешней поверхности продуктами сгорания (бытовая и строительная пыль, сера, сажа.).
  • Загрязнение внутренней поверхности теплообменника, образование котлового камня (гидрокарбонаты, продукты разложения антифриза).
  • Разрушение теплоизоляционных экранов и уплотнения топочной камеры.
  • Раскрытие теплообменника (трещины, коррозия).
Загрязнения внешней поверхности теплообменника ухудшают теплообмен, вследствие чего снижается КПД установки и увеличивается расход топлива. Также в этом случае увеличивается противодавление топочной камеры, в результате чего уменьшается количество кислорода поступающего в топку для горения, что приводит к образованию сажи в топке котла. Образование сажи явление довольно неприятное и достаточно опасное т.к. сажа горючее вещество и способно гореть в пространстве дымохода. Этому явлению подвержены как котлы, работающие жидком топливе так и котлы, с открытыми топками использующих для сжигания природный или сжиженный газ. Причем в последнем случае это более опасно т.к. продукты неполного сгорания топлива проникают в помещение котельной. Для ремонта таких котлов необходимо демонтировать горелку, разобрать топочную камеру, снять дымоход и прочистить все детали.
Загрязнения внутренней части теплообменника в большинстве случаев происходит в результате использования некачественного теплоносителя или не рекомендованных производителем антифризов. Твердые отложения, накапливаясь на внутренней стенке теплообменника, вызывают перегрев поверхности контактирующей непосредственно с пламенем горелки, увеличивают гидравлические потери и снижают расход теплоносителя в котле. Неравномерный прогрев секций чугунного котла приводит к появлению трещин и протечке теплоносителя внутрь топочной камеры. В стальных теплообменниках под слоем котлового камня происходит интенсивная коррозия, что также приводит к его раскрытию.
Коррозия и трещины могут появиться вследствие неправильного подключения котла к системе отопления или отключения автоматики защиты от конденсата. Частые тому причины это работа котла в режиме низких температур (ниже точки росы) и большой перепад температуры между подачей и обраткой. Как правило, это происходит при отоплении дома в осеннее-весенний период, когда не требуется большая мощность котла. Раскрытие теплообменника может произойти в случае установки заглушки на предохранительный клапан котла, установки клапана на обратный трубопровод или его отсутствия.

Ремонт котла Viessmann
Ремонт котла Viessmann
Образование котлового камня
Образование котлового камня
 
Прогар горелки котла
Прогар горелки котла
Аварийная сигнализация ошибки котла

Обработка видео...

  Ремонт горелки котла.

Горелочное устройство или просто горелка осуществляет подачу топлива в топку котла и осуществляет контроль горения топлива. Розжиг горелки происходит посредством искрового или пламенного запальника. В случае отсутствия пламени в течение контрольного времени происходит блокирование котла и горелки, а на диалоговой панели котла появляется индикация кода ошибки или аварийная сигнализация.
Механические разрушения горелки диагностируются при проведении технического обслуживания котла. Чаще всего при ремонте встречается прогар горелочной трубы, разрушение датчика контроля пламени, оплавление электрической изоляции проводников. Неисправные детали в этом случае необходимо заменить оригинальными. Неисправность запальника и топливного клапана приводит к блокировке горелки по причине отсутствия пламени в топке котла. В случае поломки блока контроля пламени происходит отключение горелки котла.

Основные неисправности горелок:
  • Механические разрушения деталей горелки находящиеся в контакте с пламенем.
  • Неисправность клапана подачи топлива.
  • Загрязнение запальника, пробой искры на корпус котла, неисправность высоковольтного трансформатора.
  • Неисправность блока или датчика контроля пламени.

Ремонт автоматики котла.

Автоматика безопасности котла состоит из предохранительного клапана сброса избыточного давления теплоносителя, предохранительного аварийного термостата, термостата прерывания тяги и контроля пламени горелки. Также автоматика блокирует горелочное устройство в случае срабатывания датчиков защиты от перегрева, пониженного или повышенного давления теплоносителя, прерывания тяги в дымоходе и пр.
Большинство современных котлов оснащены системой самодиагностики, которая позволяет записывать «нештатные ситуации» в память контроллера и индицировать такие ошибки на диалоговой панели управления котла. Каждой ошибке присваивается код, расшифровка которого приводится в инструкции по ремонту и эксплуатации. При аварийном режиме автоматика безопасности блокирует горелку котла и выдает сигнал «авария». В случае неисправности датчиков или некачественного электроснабжения может происходить ложное срабатывание аварийной защиты. Неисправность автоматики котла также может проявиться в виде логических ошибок в работе датчиков или исполнительных устройств.
При ремонте котла достаточно часто встречается отсутствие контакта в электрических цепях, короткие замыкания проводников и печатных схем, повышенное или пониженное напряжение питания, вмешательство сторонних лиц в настройку рабочих программ контроллера. В случае неисправности котла ни в коем случае нельзя отключать датчики, загрублять параметры и пр. Это может привести к еще более затратному ремонту или к несчастному случаю.

Основные неисправности встречающиеся при ремонте котла.
  • Загрязнение топочной камеры.
  • Загрязнение горелки котла.
  • Неисправность топливного клапана.
  • Неправильная настройка горелки.
  • Срабатывание автоматики безопасности.
  • Неисправность запальника горелки.
  • Неисправность датчика пламени.
  • Неисправность насоса отопления.